Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita
Guest |
/ #57662011-12-20 20:27Как обычно складывается Ваш рабочий день? У меня нет понятия рабочего дня, есть, скорее, понятие рабочей недели. Вот уже лет семь каждое воскресенье я улетаю в какой-нибудь регион. В год не менее 50 городов. Всего за последние шесть лет побывал в 250 городах мира… Там три-четыре встречи-лекции в день. Обычно в пятницу возвращаюсь в Москву и — лекции в МГУ, в богословском институте. Субботнее утро — для общения с журналистами, для домашних дел, писательства. Вечером — всенощное бдение в храме Иоанна Предтечи на Красной Пресне, утром — литургия, и снова — самолет. Вы — человек раскрученный. Мелькаете постоянно на экране, в прессе. Вас коллеги не ревнуют? Ведь всякие закрытые сообщества — военные, чиновники — не любят выскочек из своих рядов. А клир? Духовенство — очень необычное сообщество. Оно не может быть “закрытым”, потому что в него приходят люди из самых разных слоев общества и с очень разными судьбами. В Москве каждый десятый священник — выпускник МГУ. Хотя бы поэтому в этой среде не может быть аллергии ко мне. Бывает, когда много работаешь — ложишься спать, а перед глазами работа. И начинаешь вспоминать: тому должен, то не сделал, с тем встретиться, это выполнить… Невозможно сосредоточиться даже на самой простой молитве. Есть ли у Вас способы с этим справляться? Ну, перечисление своих долгов на сон грядущий я себе давно запретил — это верный путь к бессоннице и язве. Здесь надо просто говорить “стоп” — и все. Я не стану думать, о чем мне не хочется. Что касается молитвы — то она и в работе помогает. Я верующий книжник. Книжник — но верующий. Это значит, что когда я беру книжку, я вхожу в личный контакт с автором. Если это человек святой, я молюсь ему: “Святителю отче Григорие Богослове, моли Бога о нас”. Если это человек, не канонизированный Церковью,— я молюсь: “Упокой, Господи, душу раба твоего болярина Александра” (это о Пушкине). Если автор жив — то тем более можно помолиться о его здравии и (если нужно) о вразумлении. У христианина повод для молитвы всегда найдется. Ваши многочисленные поездки Вас скорее вдохновляют — или, наоборот, отнимают силы? Они изматывают, конечно. Но я к ним отношусь как к обычной работе. Легкую работу искать было бы странно. Кроме того, “вдохновений” и “просветлений” я не ищу. А то так недолго и до психушки… Помните этот дивный афоризм: “Если человек беседует с Богом, то это молитва, а если Бог беседует с человеком, то это шизофрения”? Вообще же я не ставлю себе глобальных задач. Уже давно я дал себе зарок: в своей жизни я никогда не буду заниматься двумя вещами — я не буду спасать Россию и не буду спасать Православие . Мне ближе этика малых дел: оказание частной помощи частным людям. Что-то Вы скромничаете, по-моему. Почему это Вам не хочется спасти Россию и Православие? Потому что слишком часто на моих глазах люди с ума сходили от самомнения и постановки себе чересчур масштабных задач. Если же и во мне вдруг шевельнется подобная мессианская мыслишка — я ее осаживаю простым вопросом: “Андрей, а кто тебя назначил дежурным по апрелю?”. Так что вновь скажу: я именно работаю. Слова типа “служение” и “подвиг” выношу за скобки своей жизни — чтобы не “звездило”. Поэтому и беру гонорары за свои лекции и книги. Знаете, в Церкви иногда говорят: “Бесплатно — это там, где бес платит”. В смысле — одаривает “кайфом” от сознания собственной праведности. При таком объеме миссионерской и проповеднической деятельности, который Вы ведете,— в том числе и на рок-концертах,— трудно ли возвращаться к уединению, молитве, частной жизни христианина, который стоит перед Богом? Да, даже и не в духовной жизни, а в чисто практической — трудно возвращаться в Москву. В самом буквальном смысле. Когда я еду в какой-то город — меня там чуть не на руках носят, встречают… Когда я возвращаюсь в Москву — я тут никому не нужен. Самому надо тащить сумку к автобусу, затем часа два самому тащиться от аэропорта до дома… С какой аудиторией Вам интереснее всего вести диалог? С той, которая со мной не согласна. Моя аудитория — это люди, которым интересна мысль, сложность. Люди, которые боятся простых ответов и пропаганды. Люди, которые радуются, узнавая, что какие-то проблемы сложнее, чем им казалось раньше. И сколь часто Вам доводится встречаться с такими аудиториями? Аудитория моего первого выступления в городе всегда не моя. Это подтверждается почти во всех епархиях, где я побывал. Это большая для меня проблема, так как мои книги, записи выступлений распространяются лишь по церковным каналам и не доходят до тех, кому они адресованы,— прежде всего до людей не церковных. Почти везде, куда я приезжаю, объявления висят лишь в храмах. Поэтому на лекции приходят прихожаночки, “профессионально православные”, в надежде на то, что им расскажут о чудесах и блаженно-юродивых старцах… Бабушки вскоре понимают, что ошиблись, и спокойно дремлют до того времени, когда можно задать свои вопросы. На следующую лекцию они уже, как правило, не приходят. Но несколько десятков людей из университетского мира, которые все же оказались на лекции, после нее задают нагрузку местным телефонным сетям. По городу начинается телефонный перезвон (сенсация: “нескучное Православие!”). На следующий вечер численность слушателей та же, но уже качественно меняется их состав. Теперь уже стали собираться люди светские, для которых это первая возможность серьезного диалога с Церковью на их языке. И на третий вечер собирается уже моя аудитория — люди, которые боятся простых ответов. И еще один признак “моей” аудитории — это присутствие моих ровесников, “средовеков”. Проблема состоит в том, что в наших приходах есть только две возрастные группы: это молодежь и пожилые люди. Мне печально, что в храмах не видно людей среднего возраста: от тридцати до пятидесяти лет, и особенно мужчин. Почему мужчины этого возраста в наших храмах практически отсутствуют? Возможно, потому, что это люди, чье мировоззрение сложилось еще в советские годы. А для мужчины, в отличие от женщины, гораздо труднее ломать свое мировоззрение: мужчина более эгоцентричен, он выше ценит себя, свой жизненный опыт. В старости человек чувствует приближение страданий, смерти, и понятно, почему он становится более религиозным. А возраст 30–50 лет, возраст карьерного пика,— это время чрезмерно завышенной самооценки, и этот возраст становится малопроницаем для православной проповеди покаяния. Поэтому я очень радуюсь, когда вижу, что на моих лекциях появляется много людей именно этого возраста. И если раньше я считал, что буду обращаться прежде всего к молодежи, то в последнее время я полагаю, что, может быть, один из главных адресатов моих книг и лекций — это люди среднего возраста. А неприятных открытий в жизни у Вас не было? Одно из крупных разочарований моей жизни связано все с тем же моим миссионерством. Я с некоторой горечью должен признаться, что наибольшую отдачу мои книги и лекции дают, увы, не в том направлении, на которое я рассчитывал. Я ни в коем случае не могу считать себя учителем Церкви. Учить духовной жизни, молитве и покаянию, как я считаю,— не в пределах моей компетенции: ни человеческой, ни диаконской. Мне бы хотелось быть действительно миссионером, приводить к Богу людей из страны далече. И все же по откликам и беседам с сотнями людей, по письмам, которые я получаю, оказывается, что для многих людей мои лекции выполняют другую задачу. Оказывается, что для многих мои лекции и книги являются скорее неким удерживающим фактором, то есть они, скорее, не приводят в Церковь, а помогают остаться в ней. Те, кто приходят,— приходят сами. Но затем проходит пора первых восторгов и начинается горечь — сомнения, трудности, разочарования. Особенно они тяжелы, если не сложились отношения со священником. Если в эту пору к нему попадают мои книги, то удается такому человеку показать, что Православие может быть иным. Книги показывают ему, что мир Церкви — разнообразен. И поэтому в нем можно жить. Пространство Церкви — пространство людей, а не пыльное книгохранилище. Порой даже приходится говорить: “То, что тебе было выдано за Православие или показалось им, на самом деле таковым не является”. То есть та аудитория, с которой Вы работаете, это большей частью уже церковные люди? Ну, это, скажем, к моей печали… Мне бы хотелось, чтобы в ней было больше людей нецерковных. Но, к сожалению, в последние лет пять я наблюдаю обратную тенденцию. Если раньше было примерно поровну, то сейчас на моих лекциях светских людей процентов, может быть, двадцать. Может быть, проблема в том, что светские люди о Вас просто не знают? Да, я это вижу очень четко. Потому что иногда, бывает, приезжаешь в небольшой городок — полный зал на тысячу мест. А бывает большой, миллионный город, а зал полупустой… Очевидно, это связано с какими-то неудачами в подготовке моего приезда, в оповещении. Нормально ли для церковного проповедника прибегать к рекламе в средствах массовой информации? Оповещать через СМИ — это нормально. Хотя здесь действительно есть проблема, потому что рекламный характер современной культуры противоречит основам православной этики. И поэтому мы проигрываем сектам. Приезжает, скажем, какой-нибудь захудалый проповедник из Калифорнии, а о нем по всему городу висят афиши: “Выдающийся Мыслитель: Тот, Кто ответит на все вопросы!”. Я же не могу так говорить. Это неуместно для православного человека — так говорить. Будь я баптистом, подо мной был бы какой-нибудь специальный фонд, который занимался бы и раскруткой, и организацией всего, и было бы планирование встреч, поездок, жизни в Москве и по стране… У меня этого нет. С точки зрения Церкви Вы можете оправдать такую ситуацию? Оправдание только одно: Промысл Божий таков. Для меня, как для стороннего наблюдателя, Вы едва ли не единственный заметный православный миссионер. Существует ли в нашей Церкви системный подход к делу миссии? Я не знаю. Я не являюсь сотрудником Миссионерского отдела или Отдела по работе с молодежью. Я не знаю, что там делается. Парадокс моей ситуации в том, что за моей спиной ничего нет. Приезжаю я на Украину, и там националистические газеты пишут, что приехал “агент Москвы”. Но, к сожалению, я не агент Москвы. Москва меня никуда не посылала. Если я приезжаю, значит, есть местный интерес, здесь люди зовут. В Украине говорят: “У нас, к сожалению, нет своего Кураева” Видите ли, Церковь выступает против клонирования. Отец Андрей, Вы были одним из первых священнослужителей, кто после 1991 года вошел в стены Московского университета и стал читать лекции о запрещенном, о духовном. Какова была реакция Ваших слушателей? На самом деле, в МГУ первым был отец Артемий Владимиров, в 1990 году. Сначала это были разовые встречи, переполненные залы. Читал несколько раз отец Артемий, потом я. Может быть, я был первым, кто вообще из Церкви пришел в советский университет, но это было не в МГУ — а в уже упомянутой Коломне. |
|
Petition ad
Promote here
Justice For Cwecwe
#JusticeforCwecwe We will not keep Quiet Why do you refuse with your DNA What are you Hiding Sending a 7 year old to school only to be Raped kanti sizode sibathini abantwana bethu Matatiele Bergview College we demand answers...
Petition ad
Promote here
Justice for Ingrid Maasdorp
She was just five years old💔 Autopsy results reveal that little Ingrid was raped, murdered and her body dumped in a tunnel. She was just a child, no child deserves to be taken away from this earth in such a manner. #justiceforingridmaasdorp #justiceforingrid #justiceforingridhayleemaasdorp 1. We demand justice for little Ingrid Haylee Maasdorp. 2. We demand full accountability from everyone involved. 3. We demand this case be taken with all the seriousness and the respect it deserves. 4. We de...
Petition ad
Promote here
For the maximum effective sentence for Gabriela Sashova and Krasimir Georgiev, and for legislative changes envisaging harsher penalties for crimes committed against animals!
Dear caring and conscientious citizens, We urge you to sign this petition with the hope that this animal abuse be stopped forever and psychopaths like these, without knowledge of good and evil, be put where they belong – in prison for the maximum term provided by law! Via this petition, we demand significantly harsher punishments for anyone who commits animal abuse and changes in the law toward longer sentences with potential for life imprisonment, as we rely on relevant legislative proposals....
Petition ad
Promote here
Promote petition "Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita" on this listSTOP THE MINE IN NUNASVAARA
[ENG (Svenska nedan)] My name is @tievaki and I have started this petition to support @framtid_utan_gruva_nunasvaara which is a group of residents from Vittangi, politicians, Sami villages, and national associations who are working to unite opposition to the planned graphite mine in Nunasvaara between the Torne and Vittangi rivers, 10 km north of Vittangi. I am a Tornedalian myself, and I know how fragile our nature is in the Arctic, so I am ordering the government not to do this. @framtid_...
Is there something you want to change?
Change doesn't happen by staying silent. The author of this petition stood up and took action. Will you do the same? Start a social movement by creating a petition.
Start a petition of your ownOther petitions you might be interested in
Justice For Cwecwe
1165521 Created: 2025-03-27
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1165521 |
12 months | 1165486 |
TD hopefuls! What Fermoy needs
198 Created: 2024-11-12
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 198 |
12 months | 198 |
A Change for Jennie Poole❤️
1853 Created: 2021-04-27
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1853 |
12 months | 195 |
For the maximum effective sentence for Gabriela Sashova and Krasimir Georgiev, and for legislative changes envisaging harsher penalties for crimes committed against animals!
201216 Created: 2025-03-14
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 201216 |
12 months | 201208 |
#Justice_For_Cwecwe
91472 Created: 2025-03-29
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 91472 |
12 months | 91467 |
Ionad Sláinte Príomhúil i gConamara ó dhéas
58 Created: 2024-05-12
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 58 |
12 months | 58 |
New bus stop in boatstrand on local link route 367
157 Created: 2023-09-09
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 157 |
12 months | 56 |
Proposed Mervue Bus Route
53 Created: 2024-04-24
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 53 |
12 months | 53 |
Caretaking in The Watermill Apartments
38 Created: 2024-04-25
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 38 |
12 months | 38 |
Justice For Cwecwe
32968 Created: 2025-03-28
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 32968 |
12 months | 32968 |
Justice for Diana Iovanovici Șoșoacă
8884 Created: 2024-10-07
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 8884 |
12 months | 8884 |
Justice For Terence Wheelock Campaign. (JFTW)
754 Created: 2020-09-19
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 754 |
12 months | 20 |
Shane forde
12 Created: 2024-04-24
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 12 |
12 months | 12 |
Reject IEC result
36785 Created: 2024-06-04
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 36785 |
12 months | 36785 |
Ban the use of fireworks
32 Created: 2024-10-22
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 32 |
12 months | 32 |
Justice for Katarina and Stjepan: The Fight for Justice and Safety on Croatian Roads
23786 Created: 2024-07-16
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 23786 |
12 months | 23781 |
دعم السيدة كريمة بوغطاس لمواصلة عملها في الخدمات القنصلية بي سفارة تونس بي المملكة المتحدة
211 Created: 2024-05-10
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 211 |
12 months | 211 |
Stand up for freedom: Stop the expulsion of political dissident Abdulrahman al-Khalidi to Saudi Arabia
1139 Created: 2024-03-04
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1139 |
12 months | 240 |
Relocate Robbie Fleming memorial bench from the people of Lisburn & Steven Gerrard to home town cemetery
1107 Created: 2024-06-17
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1107 |
12 months | 1107 |
Petition for Review and Investigation of Wrongful Prosecution in Senzo Meyiwa Murder Trial
1834 Created: 2024-04-26
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1834 |
12 months | 1834 |
PetitionOnline.ie
We provide free hosting for online petitions. Create a professional online petition
by using our powerful service. Our petitions are mentioned in the media every day, so creating a petition is a great way to get noticed by the
public and the decision makers.