Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita
Guest |
/ #25952011-12-18 18:26Священник Георгий (Чистяков): «Философские и психологические основы фанатизма» С проявлением фанатизма можно столкнуться практически во всех религиях. Возникает вопрос, что такое фанатизм. Представители различных конфессий часто стараются подчеркнуть, что фанатизм - это нечто особенное, не имеющее отношения к религии. Верится с трудом, поскольку история религии во все века была связана с историей фанатизма. Вольтер говорил о фанатизме как об извращенном ребенке религии, и, скорее всего, на этом определении стоит остановиться. Хотя можно, воспользовавшись образом Шварца, сказать, что фанатизм - это тень религии. Может быть, фанатизм - это плод манипулирования сознанием масс в тех или иных политических целях. Например, в Средние века Ян Гус, которого сжигали на костре, увидел в фанатизме окружавшей его толпы плод манипулирования ее сознанием. Заметив старушку, подбрасывающую хворост в его костер, он воскликнул: «Святая простота!» - имея в виду, что старушка думала, будто делает нечто хорошее. Но опыт показывает, что фанатизм не навязывается сверху, он возникает изнутри и этим страшен. Идея Варфоломеевской ночи вызрела в ремесленных цехах тогдашнего Парижа. Ремесленники, которые в обычное время выступали в роли хоругвеносцев - носили хоругви и различные святыни во время религиозных процессов, - стали той питательной средой, в которой возникла идея убивать гугенотов, и они же претворяли эту идею в жизнь. Поэтому, видимо, можно говорить о корпоративной природе фанатизма. Но мы пока так и не дали определения фанатизма. Для Белля, например, это любая первобытная форма религии. Дикари, которые приносили жертвы в лесах далекого прошлого - они и были фанатиками. Соврешенно иное определение в «Философском словаре» дает Вольтер: суть фанатизма заключается в том, что фанатик, отстаивая ту ортодоксию, хранителем которой он себя считает, готов казнить и убивать. Это, наверно, максимально жесткое определение. Фанат - далеко не всякий защитник ортодоксии, далеко не всякий фундаменталист. Фанатизм начинается там, где у человека появляется желание гнать, казнить, убивать несогласных. Это очень важно понять, потому что во времена Советской власти, например, к фанатикам причисляли таких мирных людей, как Сергий Радонежский или Серафим Саровский. С другой стороны, слова «фанатик», «фанатизм» - это ярлыки, потому что сам про себя человек не скажет: «Я - фанатик». Это термин, который употребляется только по отношению к другому. И не употребляется по отношению к тому, кого мы понимаем. Определить фанатизм по-настоящему, всерьез не так-то просто. Кто такой вообще фанатик? Может, это маска на манер античных? Когда мы говорим о фанатизме, нужно быть очень осторожными и не зачислять в фанатики всех без разбора. Поскольку самоидентификация фанатика исключена, приходится анализировать со стороны. Допустим, греки не были фанатиками, потому что, приходя в другие страны, они узнавали в чужих богах своих богов. У греков не было Священного Писания, греки охотно - как позже и римляне - принимали культы других народов, других религий. В античном Риме были храмы всех религий. И воспринималось это абсолютно адекватно. Христианство с самого начала воспринимается как истина в конечной инстанции, и поэтому почти непременно тенью христианства становится фанатизм - тот фанатизм, который проявился в инквизиционных процессах, в сожжении книг античных авторов. Почему греческие поэты 7-8 веков до н.э. дошли до нас только в цитатах поздних авторов? Потому что их книги были сожжены. С этого начинается история христианства как государственной религии. Следует подчеркнуть, что сначала, пока христиан не поддерживало государство, пока императоры не были христианами, фанатизма не было. Значит, еще одна характеристика фанатизма - зарождаясь где-то внутри массы, он обязательно поддерживается сверху. Вольтер призывал разделять понятия «фанатик» и «энтузиаст». В частности, Игнатия Лойолу он относил к энтузиастам. Святой Игнатий не стриг ногти и волосы, не спал месяцами, но он никого не убивал и никого не призывал делать это. Поэтому Вольтер, который очень не любил Лойолу как выразителя католических идей, подчеркивал, что Лойола - энтузиаст, а не фанатик. Фанатик - это тот московский священник, который прислал учительнице своего ребенка письмо, известив ее о том, что он запретил своей дочке учить по-английски текст о Дне Святого Валентина, потому что этот день пропагандирует проституцию, праздник этот нехристианский и т.д. Фанатик обычно ограничивается тем, что распространяет взгляды подобного рода, но когда эти взгляды укореняются в больной голове, случаются беды. Фанатическая масса очень легко либо выдвигает из своих рядов вождя, либо идет за вождем, что можно увидеть на примере Германии и Гитлера. Бывают и фанатики-одиночки, не нашедшие активных сторонников. Фанатик концентрируется на образе врага, его мышление трансформируется, поэтому игры в разжигание фанатизма опасны. На последних Рождественских чтениях митрополит Кирилл, рассуждая об обострении отношений между Русской православной церковью и Римско-католической церковью, сказал, что когда используются трудности страны, чтобы закрепиться в ней - это духовная агрессия. По словам митрополита Кирилла, после утверждения епархии католики стали претендовать на создание поместной католической церкви в России. Это означает, что вся Россия стала «их» территорией. Разумеется, учившийся в Риме, достаточно образованный и широко мыслящий митрополит Кирилл так не думает. Он знает, что весьма малочисленные в России католики никакого реального влияния на религиозную ситуацию не имеют. Аналитика свидетельствует - никакой католической угрозы не существует. Тогда почему же митрополит Кирилл говорит о ней? Митрополит известен в церковных кругах как западник, как либерал - именно за это его и не любят. Но сегодня, когда возникает вопрос о том, кто будет следующим патриархом, митрополиту необходимо заручиться поддержкой большинства, поэтому он разыгрывает антикатолическую карту: встречается со священниками и с мирянами, настроенными против католиков, считающими католиков врагами христианства, и т.д., что очень плохо согласуется с регулярными встречами патриарха с католическими епископами, которых патриарх называет братьями. Понятно, что есть цивилизованная политика, которую проводит Московская Патриархия, есть нецивилизованный взгляд темной массы и есть игра на фанатизме. Думается, митрополит Кирилл играет в очень опасные игры, потому что искра ненависти может вызвать большой пожар, о чем мы знаем на примере погромов в синагогах и протестантских храмах. Католики в глазах мрачно настроенного православного человека - это страшные враги, от которых исходит опасность. Это хорошая иллюстрация к тому, что фанатизм вообще склонен демонизировать врага, видеть во враге такую угрозу, перед которой можно испытывать только иррациональный страх и которой надо сопротивляться всеми силами. Наверное, именно поэтому фанатик практически всегда становится некрофилом (если использовать этот термин по Фромму) и стремится живое превратить в неживое, убить, запретить, растоптать, закрыть и т.д. Не случайно же сегодня в среде духовенства и мирян очень популярна идея канонизации Григория Распутина. Для фанатика очень привлекательна идея превращения человека в труп, поэтому надо запрещать, гнать, казнить. Если невозможно казнить физически - надо казнить морально. Фанатик очень любит убивать словами - убивать в действительности, реально. У фанатика идея «иметь», «господствовать» доминирует над «быть» - опять же по Фромму. Фромм пишет и о том, что фанатику свойственно идеализировать прошлое и жить прошлым, и это действительно характерно для наших фанатиков, которые говорят, что вся правда - в прошлом, прошлое - это идеал, и т.д. Фанатик горит ненавистью, причем эта ненависть поэтизируется и возводится в ранг святого чувства, в его идеологии нет ни любви к жизни, ни радости, ни стремления к созерцанию. Как и что мы можем ответить людям, которые исповедуют такие взгляды? Нельзя закрывать глаза на то, что и среди православных в России, и среди мусульман, и среди других конфессий есть фанатики. В некоторых случаях это маргиналы, но сегодняшние маргиналы завтра могут превратиться в достаточно консолидированную силу. Мой приятель - Альбрехт Диле, немецкий историк и филолог, занимающийся классической древностью, сын лютеранского пастора, умершего в конце 1930-х годов, рассказывал, что его родители смеялись над Гитлером, пока тот не пришел к власти. Мы знаем, что из этого вышло. Поэтому фанатический маргиналитет - это явление, которое приходится принимать во внимание, о котором необходимо говорить и задумываться. Бацилла фанатизма очень легко распространяется в религии, когда религия чувствует поддержку со стороны. В независимой религиозности практически не бывает фанатизма. Что делать? Во-первых, конечно, необходимо просвещение. Около десяти лет назад в Москве был создан Свято-Тихоновский православный институт, студенты которого не ищут врага, а изучают библейские языки, изучают другие древневосточные языки библейского ареала, типа арамейского, древнеегипетского и т.д., и учатся по-настоящему хорошо и по-настоящему серьезно. Просвещение - это очень важный компонент в преодолении фанатизма. Во-вторых, проповедь биофильского, используя термин Фромма, христианства. Когда человек начинает жить в измерении встречи с богом, тогда вся шелуха, которая делает религию идеологией, а верующего человека - носителем этой идеологии и очень часто фанатиком, сама собою отпадает. Огромный опыт для православия - это опыт существования православия в изгнании. Это православие, не зависимое от власти: власть его не гнала, власть его не давила, власть его не использовала, как это было в советские времена, власть его не пыталась использовать и возвысить, как это часто происходит сейчас, - оно развивалось абсолютно независимо, и в нем нота фанатизма отсутствует начисто. Я подчеркиваю, завершая, что религиозность, свободная от опеки власти, как правило, не может быть фанатичной. Это еще один существенный компонент. Фанатизм, вырастая в какой-то темной массе непросвещенного населения, всегда опирается на поддержку силы. Источник: tolerance.ru © Интернет-портал «Credo.ru», 25.06.2007 г. http://yro.narod.ru/bibliotheca/Religioved/fanatizm/fanatizm.htm |
|
Petition ad
Promote here
Justice For Cwecwe
#JusticeforCwecwe We will not keep Quiet Why do you refuse with your DNA What are you Hiding Sending a 7 year old to school only to be Raped kanti sizode sibathini abantwana bethu Matatiele Bergview College we demand answers...
Petition ad
Promote here
STOP THE MINE IN NUNASVAARA
[ENG (Svenska nedan)] My name is @tievaki and I have started this petition to support @framtid_utan_gruva_nunasvaara which is a group of residents from Vittangi, politicians, Sami villages, and national associations who are working to unite opposition to the planned graphite mine in Nunasvaara between the Torne and Vittangi rivers, 10 km north of Vittangi. I am a Tornedalian myself, and I know how fragile our nature is in the Arctic, so I am ordering the government not to do this. @framtid_...
Petition ad
Promote here
Justice for Ingrid Maasdorp
She was just five years old💔 Autopsy results reveal that little Ingrid was raped, murdered and her body dumped in a tunnel. She was just a child, no child deserves to be taken away from this earth in such a manner. #justiceforingridmaasdorp #justiceforingrid #justiceforingridhayleemaasdorp 1. We demand justice for little Ingrid Haylee Maasdorp. 2. We demand full accountability from everyone involved. 3. We demand this case be taken with all the seriousness and the respect it deserves. 4. We de...
Petition ad
Promote here
Add petition "Суд над Бхагавад-гитой / Attempt to ban Bhagavad-gita" to this listPetition Against the Installation of a Biodigester at Wilson Rd, Fairfield Township, Madison County, Ohio
Petition Against the Installation of a Biodigester at Wilson Rd, Fairfield Township, Madison County, We, the undersigned, residents and concerned citizens of Fairfield Township and Madison County, Ohio, respectfully submit this petition to oppose the installation of a biodigester facility at Wilson Rd. While we recognize the value of renewable energy, the proposed location raises serious concerns about environmental impact, public safety, and local infrastructure. These concerns include air a...
Is there something you want to change?
Change doesn't happen by staying silent. The author of this petition stood up and took action. Will you do the same? Start a social movement by creating a petition.
Start a petition of your ownOther petitions you might be interested in
Justice For Cwecwe
1166808 Created: 2025-03-27
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1166808 |
12 months | 1166765 |
TD hopefuls! What Fermoy needs
198 Created: 2024-11-12
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 198 |
12 months | 198 |
A Change for Jennie Poole❤️
1854 Created: 2021-04-27
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1854 |
12 months | 196 |
For the maximum effective sentence for Gabriela Sashova and Krasimir Georgiev, and for legislative changes envisaging harsher penalties for crimes committed against animals!
201300 Created: 2025-03-14
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 201300 |
12 months | 201292 |
#Justice_For_Cwecwe
91547 Created: 2025-03-29
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 91547 |
12 months | 91543 |
Ionad Sláinte Príomhúil i gConamara ó dhéas
58 Created: 2024-05-12
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 58 |
12 months | 58 |
New bus stop in boatstrand on local link route 367
157 Created: 2023-09-09
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 157 |
12 months | 56 |
Proposed Mervue Bus Route
53 Created: 2024-04-24
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 53 |
12 months | 53 |
Caretaking in The Watermill Apartments
38 Created: 2024-04-25
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 38 |
12 months | 38 |
Justice For Cwecwe
33018 Created: 2025-03-28
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 33018 |
12 months | 33017 |
Justice for Diana Iovanovici Șoșoacă
8884 Created: 2024-10-07
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 8884 |
12 months | 8884 |
Justice For Terence Wheelock Campaign. (JFTW)
754 Created: 2020-09-19
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 754 |
12 months | 20 |
Shane forde
12 Created: 2024-04-24
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 12 |
12 months | 12 |
Reject IEC result
36785 Created: 2024-06-04
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 36785 |
12 months | 36785 |
Ban the use of fireworks
32 Created: 2024-10-22
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 32 |
12 months | 32 |
Justice for Katarina and Stjepan: The Fight for Justice and Safety on Croatian Roads
23786 Created: 2024-07-16
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 23786 |
12 months | 23781 |
دعم السيدة كريمة بوغطاس لمواصلة عملها في الخدمات القنصلية بي سفارة تونس بي المملكة المتحدة
211 Created: 2024-05-10
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 211 |
12 months | 211 |
Stand up for freedom: Stop the expulsion of political dissident Abdulrahman al-Khalidi to Saudi Arabia
1139 Created: 2024-03-04
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1139 |
12 months | 238 |
Relocate Robbie Fleming memorial bench from the people of Lisburn & Steven Gerrard to home town cemetery
1107 Created: 2024-06-17
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1107 |
12 months | 1107 |
Petition for Review and Investigation of Wrongful Prosecution in Senzo Meyiwa Murder Trial
1834 Created: 2024-04-26
Time period | Number of signatures |
---|---|
All time | 1834 |
12 months | 1834 |
PetitionOnline.ie
We provide free hosting for online petitions. Create a professional online petition
by using our powerful service. Our petitions are mentioned in the media every day, so creating a petition is a great way to get noticed by the
public and the decision makers.